На этой странице
одна из статей по
медицинскому образованию
О Б Р А З О В А Н И Е

Статья 2 по смежной области знаний
"МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
Добавление от 26.02.03
Статью можно обсудить на Конференции
:. Биология
:. Медицина
:. Психология
:. Социология
:. Образование
:. Экология
:. Разное
:. Клуб
:. Конференция
:. Гостевая
 
 
у Dr.Buoy  
по Narod.ru  
в интернете
Если у Вас появились идеи, Вы можете осветить их
в Гостевой или на Конференции
Повышение квалификации по терапевтической стоматологии

В.Д. Молоков

Иркутский государственный медицинский университет


В последние годы преподаватели кафедры терапевтической стоматологии активно участвуют в работе факультета повышения квалификации (ФПК) Иркутского государственного медицинского университета. За последние 2 года на кафедре закончили ординатуру 17 врачей, интернатуру 18, прошли усовершенствование 159 и предсертификационную подготовку 150 врачей. Цель статьи — поделиться опытом работы кафедры по повышению квалификации врачей-стоматологов.
Учитывая, что состав обучающихся по ФПК неоднороден по возрасту и по профессиональной подготовке, при планировании учебного процессами попытались учесть мнение слушателей. При собеседовании просили оценить качество преподавания и дать предложения по улучшению работы. Анализ ответов оказался для нас отчасти неожиданным. Оценивая качество преподавания, слушатели отдавали ' предпочтение эмоциональной манере изложения материала, менее обращая внимание на содержание. Во-вторых, многих не устраивал обновленный «студенческий» материал. В третьих, нам не удалось получить предложений по совершенствованию преподавания.
Таким образом, результат опроса, на первый взгляд, оказался отрицательным. Однако, дальнейший анализ показал, что это не так. При первоначальной оценке ответов не было учтено, что слушатели не являются экспертами педагогической деятельности, а также не знакомы с формами методической работы в. вузе. С другой стороны было установлено, что цели, которые ставят молодые врачи и опытные практики, обучаясь на ФПК, различны. Поэтому в качестве методической предпосылки организации учебного процесса на ФПК использовали предложенную нами модель взаимодействия компонентов повышения квалификации (см. рис.), в основе которой заложен педагогический принцип непрерывности образования с качественно возрастающими ступенями обучения.

Рис 1.
Модель взаимодействия компонентов повышения квалификации.

Образование Усовершенствование
Вузовское
образование
(базовая
подготовка)
Специальная
предсерти-
фикационная
подготовка
Сертификация Квалификационная
подготовка
Аттестация
Интернатура Специализация

Согласно данной модели повышение квалификации рассматривалось как многоступенчатая подготовка, критерием эффективности которой являлись сертификация или аттестация, а не "вузовский" зачет или экзамен. Образовательные программы всех ступеней повышения квалификации носили прикладной характер, обеспечивая их единство. В то же время своей практической значимостью они отличались от вузовских программ, что и обуславливало методические особенности. Однако программы ФПК были различны между собой и зависели от ступени повышения квалификации. Так, если программы ступени, критерием которой являлась сертификация, достаточно постоянны и могут не меняться годами, то программы квалификационной подготовки, как правило, совершенствовались в течение учебного года В немалой степени это обусловлено усилением потока новой информации, поступлением новых стоматологических материалов и медикаментов на рынок стоматологических услуг. Другой методической особенностью образовательных программ по терапевтической стоматологии на ФПК является широкое привлечение активных форм обучения, например деловых игр, тематика которых отчасти определялась самими слушателями.
Такой дифференцированный подход, согласно ступеням обучения, к составлению планов повышения квалификации и применение активных форм обучения с элементами «обратной связи» позволил обеспечить оптимальную подготовку слушателей ФПК к сертификационному экзамену, Так, средний балл по сертификации составил 4,48, а по аттестации все слушатели получили искомую категорию.




Hosted by uCoz