На этой странице
одна из статей по социальной гигиене
и здравоохранению
М Е Д И Ц И Н А

Статья 2 по специальности
"СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
Добавление от 10.02.03
Статью можно обсудить на Конференции
:. Биология
:. Медицина
:. Психология
:. Социология
:. Образование
:. Экология
:. Разное
:. Клуб
:. Конференция
:. Гостевая
 
 
у Dr.Buoy  
по Narod.ru  
в интернете
Если у Вас появились идеи, Вы можете осветить их
в Гостевой или на Конференции
Дополнительные возможности повышения уровня здоровья населения

А.Б. Таевский

Иркутский государственный институт усовершенствования врачей


Тема данной статьи не оставляет возможности избежать ставшего почти стандартным начала, а именно использования вступительных фраз, посвященных рассмотрению вопросов, связанных с факторами, влияющими на здоровье.
Традиционно считается, что уровень здоровья населения определяется следующими факторами (разделение условно, так как указанные факторы перекрывают друг друга при ближайшем рассмотрении): генетическими, социальными, экологическими, образом и качеством жизни, и лишь в очень небольшой степени - системой здравоохранения.
В нашей стране доля медицины в обеспечении здоровья населения несколько выше, чем за рубежом, за счет профилактики. Профилактическая составляющая здравоохранения как фактора, влияющего на здоровье, более активно внедряется в области других факторов, и, благодаря этому, увеличивает значение медицины. Это тем более примечательно, если учесть сравнительно высокую эффективность отечественной системы охраны здоровья, значительную практическую отдачу скудного финансирования.
В последнее время, благодаря убедительным исследованиям ГНИИ профилактической медицины МЗ РФ и лично И.А. Гундарова, перечень факторов, влияющих на уровень здоровья населения, может претерпеть существенные качественные изменения. К вышеупомянутым факторам с полным правом может быть причислена духовность, но здесь необходимо уточнение: духовность общества есть предшественник и антипод его систематизации (нормирования, стандартизации, повышения роли государства и т.д.), а сама духовность двойственна по природе и относительна по значению, и, поэтому, не может быть целью.
Тем не менее, влияние духовной составляющей личности на здоровье индивида бесспорно. Бесчисленное множество содержательных научных работ по психосоматическим заболеваниям, практика психотерапии, а также реальная общественная жизнь, для характеристики которой официально применяются такие критерии, как статистика убийств, суицидов, наркомании, алкоголизма и прочих зависимостей, убеждают нас в этом.
В настоящее время нет возможности точно определить степень влияния духовности на здоровье, но, как показано И.А. Гундаровым в работе "Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России" [3], она достаточно высока, и вполне может конкурировать с другими основными факторами.
На первый взгляд, возникает парадоксальная ситуация: для радикального повышения уровня здоровья населения и выхода страны из демографического кризиса необходимо повышать то, что органически не может быть целью.
Но, если принять во внимание фундаментальные исследования в области психологии, парадокс исчезает. Целью, в таком случае, становится не умозрительный духовный эфир, а совершенно реальная задача обретения каждой отдельной личностью гражданина России самой себя. Это значит, что для каждого члена общества абсолютно необходимо в наши дни выполнение таких задач, как познание себя и своего места в обществе, психобиологическая саморегуляция и социальная адаптация.
К реалиям сегодняшнего дня следует отнести такой неприятный процесс, вызывающий хронический стресс у подавляющего большинства россиян, как смена системы ценностей по типу деградации и лизиса, происходящий на фоне относительно высокого среднего уровня интеллектуального развития. Этот процесс, регресс морали в широком ее понимании, продиктован научно-техническо-нормативным прогрессом цивилизации и неизбежен.
Мечты, призывы и попытки восстановить значение религии как образца духовности, к чему призывают некоторые активисты, в том числе и И.А. Гундаров, ни к чему хорошему привести не могут, потому как свод церковных догм устарел еще больше, чем его наследница, советская общественная сознательность. Современность отвергает догмы и отдает предпочтение праву.
К сожалению, сложившаяся геополитическая картина мира не позволяет современному обществу понижать роль государства в частной жизни своих членов, что приводит почти каждого на распутье, к конфликтам долга, совести, смысла жизни, и толкает дальше, а любая из проторенных дорог ведет в своеобразный философский тупик. Бегство из тупика приводит индивид к внешней или внутренней агрессии, тяги к психотропному забытью, к психическим и соматическим болезням, к бунтам, сектам и врачам.
Тем более важным оказывается возможный обходной путь, узаконенный компенсаторный механизм - помощь каждому в обретении его личностью самой себя. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: это бурное развитие в современной России научной психологии и психотерапии, внедрение психологически-ориентированных программ в образовательную сеть (отличный пример - МЦ "Холис" в Екатеринбурге), признание психосоциальной профилактики, и многое другое. Но этого, как показывает опыт, недостаточно.
В будущем, возможно, ситуация изменится, и лечебные учреждения всех профилей не будут осаждать (или не осаждать, но искать иные извращенные пути бытия, в чем тоже ничего хорошего нет) потенциальные клиенты психотерапевтов, но сейчас не менее актуальной проблемой является "психологический провал" в самой медицине. К. Меннингер, делая акцент на деструктивных тенденциях личности как первоисточнике многих заболеваний, также указывал на необходимость сочетания психического и соматического подходов к лечению: "Этиология нарушения (саморазрушения) не определяет соответствующего лечения; психологическая терапия не исключает физической или химической терапии", и далее: "В то же время нельзя забывать и о психологических методах, которые, в свою очередь, заслуживают пристального внимания, но, к сожалению, нередко игнорируются"[5].
Негативным следствием психологического невежества и, по сути, незрелости медицинских работников, является такая распространенная ситуация, как открытый конфликт в той или иной форме, с разным составом участников и различной степени интенсивности. Здесь следует отметить следующее: первой реакцией управленца на предыдущее предложение закономерно является продукция запретительных и репрессивных мер. Но карательный подход к медработникам, по своему невежеству и под давлением системы вовлекающимся в скандальные ситуации, можно сравнить с поркой ребенка. Необходимо найти иной основной механизм, превентивный, развивающий и гуманный, а роль жестких методов управления понизить до значения вспомогательных и запасных.
Как справедливо указывал К.Г. Юнг, человек (а здесь - врач), не может дать другим того, чем не обладает сам [6]. Больной человек приходит к врачу за помощью, а встречает примитивную реакцию отторжения типа "не наш профиль" или "не подходит под стандарт". Конечно, в современных условиях медицинскому учреждению лечить "профильного" больного с сопутствующими нарушениями психобиологической саморегуляции и социальной адаптации экономически оправдано лишь по основному заболеванию, но к чему, если, выйдя из медучреждения "с выздоровлением" больной заболеет чем-либо еще, а то и прибегнет к прямым внешним или внутренним агрессивным действиям?
Ипохондрический синдром, как он трактуется в психиатрии [2] (а эта трактовка также закладывается всем медицинским работникам в период профессионального обучения), составляет лишь вершину айсберга психосоматических заболеваний. Резкое разграничение психиатрии и "остальной медицины", как в период профессиональной подготовки, так и в практической деятельности, дискредитирует "остальную медицину" до уровня "ветеринарной", не говоря уже о сужении профессиональных горизонтов самой психиатрии [4].
По Э. Берну, "Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Медицина не делится на психосоматическую и не психосоматическую, вся она психосоматическая". И далее: "Настоящая проблема врача состоит в том, что делать с определенным пациентом, страдающим определенной болезнью, определенным образом и в определенное время: легче ли его вылечить психиатрическими или физическими методами, или же сочетанием тех и других" [1].
Речь здесь идет не о "салонных психиатрах", а о поиске путей, действительно способных привести систему здравоохранения к иному качеству, к более глубокому пониманию медицинским работником пациента, более внимательному отношению к нему, большей степени участия, а это невозможно, если сам медработник, даже будучи высокопрофессиональным специалистом, не обладает необходимой степенью зрелости.
Реальность негативных последствий "психологического провала в медицине" для уровня здоровья населения может быть понята в полном объеме только с учетом наметившихся в последнее время и уже успевших укрепиться тенденций в здравоохранении, а именно - к ужесточению условий медицинской деятельности. Это стандартизация, "экспертиза" (более точно - придирки в целях экономии) от страховых медицинских организаций, лицензирование и сертификация, финансовые, юридические и иные ограничения, не считая традиционных, также стремящихся к росту и ужесточению.
Указанные тенденции - очевидные проявления необходимого на сегодняшний день процесса укрепления вертикали власти, но в реальной практической деятельности лечебно-профилактических учреждений они имеют побочные продукты в виде подмены образов руководителя, врача, любого другого медицинского работника, обращенных к пациенту лицом, на совершенно иные. На образы бюрократов, вынужденно превращающихся в механических исполнителей чрезмерного количества норм и предписаний. На образы вторично-злобных мстителей, выжидающих удобный момент для атаки, чтобы непроизвольно или, в запущенных случаях, даже сознательно выместить свою злобу на больных или подчиненных, "выпустить пар" и успокоиться, и, заодно, отвязаться от назойливого пациента. Или на образы вельмож, механизм психологической защиты которых "срабатывает" по типу "звездной болезни".
В основе своей все эти образы - продукты психологической защиты медработников, но для тех, кто вступает с реализующими их медиками в контакт, они характеризуются черствостью, примитивизмом, леностью, мздоимством. Все помыслы воплощающих такие образы медицинских работников заняты поиском способов сократить "обязательную" помощь и путей пополнить свой личный бюджет так, чтоб остаться в "разрешенных" рамках. То есть, достаточно трудоемкими операциями, которые в перспективе должны будут отнимать все больше и больше времени и энергии. О больном же думать и некогда, и незачем.
В этих условиях о должном отношении народа к учреждениям здравоохранения и их персоналу не приходится и мечтать. Отсюда - низкая эффективность лечения, и, более того, прямое повреждающее действие суммы негативных образов медицинских работников на здоровье населения как важной составляющей новой системы ценностей, которая большинству людей претит.
Накопление неучтенных побочных продуктов в системе здравоохранения является компенсаторным по своей природе процессом, адаптацией медицинских работников к изменившимся условиям своей деятельности, и не их вина, что этот процесс, за счет выраженного преобладания негативных продуктов, сводит на нет все очевидные преимущества внедряемых новшеств.
Мощнейшие, с гигантским развивающим потенциалом, системы регулирования медицинской деятельности бессильны против извращенной компенсации их каждым в отдельности медиком. Он принимает их как новую обузу, отвлекающую его от непосредственной работы, он активирует механизмы свей психологической защиты, он протестует против них, он бежит от них с работы, во внешний конфликт, в болезнь, в небытие. Но, самое опасное, он "вываливает" этот конфликт долга на свое рабочее место, а пациент, в последние годы становящийся все более привередливым, недоверчивым и раздражительным, обречен принять его в себя. Где же старый добрый врачебный принцип "Не навреди!", в таком случае?
Невротическое поведение большинства населения современной России не есть оправдание невротического поведения медицинского работника. Можно сколь угодно долго говорить о психосоциальной профилактике, но, пока медицинские кадры страны в массе не станут для народа примерами, образцами зрелости и успешной социальной адаптации, ситуация с уровнем здоровья населения в той части, что зависима от медицины, радикально к лучшему не изменится.
Выход, тем не менее, есть. Он - в индивидуальном подходе к медработнику. Система здравоохранения, коль скоро вводит жесткий всеобъемлющий контроль лечебно-профилактических учреждений на фоне "свободного плавания" их в рынке, должна максимально подробно учесть побочные продукты нововведений, и выработать адекватные механизмы перевода негативных продуктов в позитивные, то есть, помочь медику ассимилировать и использовать новшества вместо бесперспективного и разрушительного противодействия им.
Прежде всего, нужно разработать, узаконить и внедрить внутреннюю психологическую помощь. Медицинские работники должны иметь свободный доступ к психологической помощи не по "телефонному праву", а официально.
Весьма предвзятое, по вполне понятным причинам, мнение людей (а медиков - особенно) ко всему, что связано с исследованием психической жизни бывшего советского человека, известно, и, поэтому, самое главное значение должно придаваться активной психосоциальной профилактике медицинских работников.
Психологическое обучение в медицинских учебных заведениях сможет дать реальную отдачу еще нескоро, да и велика вероятность скорой атрофии психологических знаний выпускников на рабочих местах, в коллективах далеких от психологии, но опытных и авторитетных коллег.
Активное же вмешательство "своего" психолога в жизнь коллектива или ряда коллективов поможет быстро решить проблемы адаптации к новым условиям деятельности, ликвидировать (а не загнать вглубь или выплеснуть на пациентов и родных) конфликты, способствовать личностному росту, а главное - косвенно, через медработников, положительно воздействовать на уровень здоровья населения.
Разработать нормативную базу и методическое обеспечение деятельности психолога медицинского учреждения не представляет трудностей. Для этого достаточно отобрать и систематизировать уже накопленный материал.
Возможен и другой вид психологической помощи и психосоциальной профилактики медицинских работников - это активное использование соответствующих медицинских центров, но этот вариант не может адекватно заменить первый по причине отсутствия таких центров во многих регионах страны и, главное, известного формализма в деятельности многих из них. Их роль может состоять в научно-исследовательском, методическом, правовом и статистическом обеспечении "закрепленных" за лечебно-профилактическими учреждениями психологами. Кроме того, специализированные центры могут быть привлечены к большей активности в таком важном деле, как психологический ликбез в медицинской среде.
Психолог (а лучше, психотерапевт, так как общее образование в большой степени способствует сближению), лично знающий весь коллектив и его проблемы, имеет гораздо больше шансов проникнуть в суть вещей и завоевать, в конце концов, должное отношение медицинских кадров к себе и своей работе, без чего немыслимо способствовать достижению каждым медработником конечной динамической цели, то есть, обретению им собственной личности.
Лишь зрелая личность способна принять и уравновесить в себе противоположности вместо слепой борьбы за достижение своего персонального или преходящего коллективного идеала, состоящего из половин, по одной из разных диалектических пар, объясняя себе и другим "задним числом" свое поведение. Лишь зрелая личность врача способна совместить в себе врачебный долг и служебные обязанности, бешеный темп жизни и внутреннее стабильное ядро, волю и инстинкт, добро и зло. Лишь зрелая личность, познав себя и свое место в мире, поняв относительность любого мнения и всего сущего, и приняв себя и мир в сложнейшем единстве, способна продвигаться в будущее вместе с единственной стоящей целью - самореализацией в динамической целостности и с осознанной, свободной от догм и предписаний, основанной на знании и понимании системой ценностей.
Массовый, эпидемический характер дезадаптации медиков, усугубляющий падение уровня здоровья населения и углубляющий демографическую яму, вынуждает систему здравоохранения изменить подход к своим работникам на более прогрессивный и гуманный. Помочь медицинскому работнику "созреть" возможно, и это предпочтительнее всех иных вариантов решения локальных проявлений глобальных проблем, решений, привычных руководителям медицинских учреждений и их подчиненным.


Литература:

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. - Симферополь: "Реноме", 1998. - 496 с.
2. Виленский О.Г. Психиатрия. Учебное пособие. - М.: Издательство "Познавательная книга плюс", 2000. - 256 с.
3. Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. - М., 2001, 352 с.
4. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Рук. для врачей. - 5-е изд., исправленное - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 464 с., илл.
5. Меннингер К. Война с самим собой / перевод Ю. Бондарева. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 480 с. (Серия "Психология. ХХ век").
6. Юнг К.Г.: Дух и жизнь. Сборник. пер. с нем. - М.: Практика, 1996. - 560 с.

Hosted by uCoz