На этой странице
одна из статей по стоматологии
М Е Д И Ц И Н А

Статья 3 по специальности
"СТОМАТОЛОГИЯ"
Добавление от 12.03.03
Статью можно обсудить на Конференции
:. Биология
:. Медицина
:. Психология
:. Социология
:. Образование
:. Экология
:. Разное
:. Клуб
:. Конференция
:. Гостевая
 
 
у Dr.Buoy  
по Narod.ru  
в интернете
Если у Вас появились идеи, Вы можете осветить их
в Гостевой или на Конференции
Научно-методические подходы к определению объема финансирования стоматологической помощи на основе оплаты за санированного больного

Г.М.Гайдаров, И.С. Кицул

Иркутский государственный медицинский университет


В настоящее время ведется активный поиск наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи. Обусловлено это, прежде всего ограниченностью финансовых средств ОМС, которая настойчиво диктует необходимость рационального и с-пользования этих средств при достижении главной цели - оказание медицинской помощи гарантированного объема и качества.
Появление различных способов оплаты стоматологической помощи, каждый из которых имеет существенные недостатки, не обеспечило эффективного функционирования стоматологической службы и не сориентировало ее на конечные результаты своей деятельности. Среди существующих способов оплаты амбулаторно-поликлинической помощи (стоматологическая помощь в 99% случаев оказывается в амбулаторно-поликлинических условиях) изложенных в «Методических рекомендациях по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации», утвержденных Федеральным фондом ОМС 18.10.93г., потенциально наиболее эффективным признается подушевое финансирование на одного обслуживаемого. Однако подушевое финансирование требует прикрепления населения к поликлинике, что практически невозможно в стоматологии. Поэтому, наиболее частым способом оплаты в стоматологии является оплата за услугу при всех известных ее недостатках. Приходится констатировать, что эффективной системы финансирования стоматологической помощи так и не возникло. Обусловлено это, на наш взгляд, следующими основными факторами:
- несоответствием тарифов размерам общественно-необходимых затрат стоматологических учреждений на оказание медицинской помощи (в силу ограниченности финансовых ресурсов, обусловленных снижением количества взносов и платежей, поступающих от страхователей, размер тарифа имеет тенденцию к уменьшению);
- недостаточным использованием рыночных механизмов при организации оплаты деятельности государственных стоматологических учреждений (отсутствие реальной конкуренции);
- бурным развитием негосударственных стоматологических учреждений, которые зачастую делают государственные- -неконкурентоспособными;
- слабой взаимосвязью (а порой ее полным отсутствием) размеров оплаты с уровнем достигнутой эффективности, что значительно снижает заинтересованность персонала стоматологических учреждений в улучшении показателей их деятельности;
- объективными различиями в условиях работы стоматологических учреждений (половозрастной состав обслуживаемого населения, распространенность патологии зубочелюстной области, оснащенность оборудованием, районные и экологические особенности и т.д.).
Таким образом, представляется актуальным создание такого способа финансирования стоматологической помощи, который бы с одной стороны позволил компенсировать общественно-необходимые затраты, с другой - обладал стимулирующим действием в части профилактической деятельности, улучшения состояния стоматологического здоровья обслуживаемого контингента. Кроме того, способ должен способствовать устранению негативного влияния факторов, описанных выше. Анализ многочисленных отечественных источников литературы показал, что обсуждаемая проблема, является чрезвычайно актуальной и нерешенной.
В связи с этим, на основании специально проведенных исследований нами предпринята попытка разработать основные методические подходы к созданию способа оплаты стоматологической помощи на основе расчета среднегодовой стоимости санации. Данный способ, на наш взгляд, вполне отвечает основным целям деятельности стоматологической службы. Его можно отнести к способу оплаты по законченному случаю, так как в стоматологии законченным случаем является полная санация полости рта и зубов.
Методика расчета предполагает следующие основные этапы:
I. Определение тарифа, отражающего среднюю стоимость санации (рассчитанную за год), дифференцированного по возрасту;
II. Расчет усредненного поправочного коэффициента эффективности профилактической деятельности стоматологического учреждения;
III. Определение объема финансирования стоматологического учреждения.

I. Определение дифференцированного возрастного тарифа, отражающего среднегодовую стоимость санации проводится следующим образом:

1) Путем углубленного статистического исследования на основе отчетных документов определяется количество условных единиц трудоемкости (УЕТ), приходящееся на одну санацию (Ус);
2) Используя общепризнанные методики, определяется стоимость 1 УЕТ (У);
3) 0пределяется размер тарифа (Сс) - стоимость одной санации:
Сс=Ус*У*Кс, где
Кс - возрастной коэффициент сложности. Для дифференциации тарифа по возрасту (известно, что в разных возрастных группах потребность в стоматологическом обслуживании разная) можно использовать коэффициенты сложности, которые получаются путем специальных исследований и подлежат стандартизации с учетом местных особенностей. Особый интерес в этом смысле представляют данные, предложенные Ф.Н. Кадыровым (1998). Автор предлагает классификацию стоматологических услуг по группам сложности на основе их дифференциации по возрастному критерию. При этом все пациенты, обращающиеся за стоматологической помощью, условно делятся на две большие группы: первая - здоровые и ранее санированные пациенты, которым проводится комплекс профилактических мероприятий;
вторая - лица, нуждающиеся в лечении. Отсюда коэффициент сложности в первой группе у детей в возрасте до 14 лет составляет 1,4, во второй - 2,0, а у взрослых этот же коэффициент в первой группе соответствует 1,0 , а во второй - 2,7. Размер коэффициентов зависит от степени нуждаемости в стоматологическом обслуживании тех или иных возрастных групп. Особым условием является то, что определение подобных коэффициентов должно производится с учетом местных особенностей.
Следует отметить, что сложность расчета средней стоимости санации обусловлена необходимостью большого количества статистических данных и их углубленной разработки.

II. После расчета тарифа, отражающего среднюю стоимость санации, необходимо произвести расчет усредненного поправочного коэффициента эффективности профилактической деятельности стоматологического учреждения.

На необходимость расчета подобных коэффициентов указывалось в ряде работ [Г.М.Гайдаров, А.Л.Линденбратен (1998)].
Усредненный поправочный коэффициент определяется как отношение отобранных фактических показателей эффективности профилактической деятельности к их оптимальным средним значениям (например, по нашим расчетам он может колебаться от 1,2 до 1,8). Для начала определяются коэффициенты, например, для таких показателей, как:
- процент лиц, у которых улучшилось состояние здоровья за отчетный период (и по нозологическим формам);
- процент лиц с изменением группы здоровья;
- снижение количества кариозных полостей;
- сохранность наложенных пломб;
- снижение числа случаев с осложненным кариесом зубов и т.д.
После того как произведены расчеты поправочных коэффициентов для каждого отдельного показателя, осуществляется их усреднение, в результате чего получается усредненный поправочный коэффициент. Усредненный поправочный коэффициент является интегральным значением, отражающим эффективность профилактической деятельности, и используется для создания стимулирующего компонента при определении объема финансирования стоматологической помощи.

III. Объем финансирования стоматологического учреждения вычисляется по следующей формуле:

D = N*Сс*К,
где
D - объем финансирования за санированных больных;
N - число обращений в учреждение (оплата производится при первом обращении пациента к стоматологу в текущем году. Независимо от числа приемов пациента, учреждение получает, среднегодовую стоимость санации, а все последующие обращения пациента в течении года не оплачиваются);
Сс -тариф, отображающий среднюю стоимость санации, дифференцированный по возрасту;
К - поправочный коэффициент.

Стоматологическое учреждение в конце месяца (или иного периода) подает реестры на оплату в страховую медицинскую организацию, которая ведет полицевой учет обратившихся пациентов для исключения дублирования.
Описанный выше способ оплаты должен обеспечить простоту расчета со страховщиками, стимулировать медицинский персонал к проведению профилактической работы, сокращению длительности лечения и уменьшению очередей в стоматологические учреждения. Для более комплексной оценки эффективности указанного способа оплаты нами проводится ряд исследований, направленных на развитие экономической мотивации в стоматологическом обслуживании населения.



Hosted by uCoz