На этой странице
одна из статей по
медицинской социологии
С О Ц И О Л О Г И Я

Статья 2 по смежной области знаний
"МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ"
Добавление от 26.02.03
Статью можно обсудить на Конференции
:. Биология
:. Медицина
:. Психология
:. Социология
:. Образование
:. Экология
:. Разное
:. Клуб
:. Конференция
:. Гостевая
 
 
у Dr.Buoy  
по Narod.ru  
в интернете
Если у Вас появились идеи, Вы можете осветить их
в Гостевой или на Конференции
Анализ результатов социологического исследования деятельности
городской детской поликлиники


В.А. Кондратенко, А.Н. Воржева

МУЗ «Детская поликлиника №1», г. Иркутск


Происходящие в последние годы процессы реформирования здравоохранения, на фоне ухудшения социально-экономической обстановки в стране, определяют возникновение дополнительных трудностей в организации обеспечения населения амбулаторно-поликлинической помощью и, как следствие, усложняют харак- тер взаимоотношений медицинских работников и пациентов.
Нам представлялось весьма актуальным узнать мнение родителей об основных моментах организации работы городской детской поликлиники в настоящее время, а также выяснить, насколько они последовательны в выполнении врачебных рекомендаций.
Для получения ответов на интересующие нас вопросы, был использован метод социологического исследования — анонимное анкетирование.
В течение апреля 1998 года, таким способом были опрошены 108 родителей детей, проживающих в районе деятельности поликлиники.
Оказалось, что территориальным расположением поликлиники не удовлетворены 1,9% респондентов, режимом работы в зимний период (с 8.00. до 18.00.) - 11,1% родителей. Отношение медицинского персонала к детям и родителям было оценено следующим образом: «положительное» - 92,6%, «скорее отрицательное» - 7,4%, на «отрицательное» - не указал ни один респондент. Возникновение такой реакции все эти родители объяснили недостаточным вниманием к их детям.
При ответе на вопрос «Как Вы оцениваете наблюдение подростков до 18-летнего возраста?», мнения оказались следующими: «положительно» - ответили 64,8% респондентов, «отрицательно» - 14,8%, «затрудняюсь ответить» - 20,4%. На случаи возникновения конфликтных ситуаций с медицинскими работниками указали 13,0% опрошенных, во всех случаях виновными они считали работников поликлиники.
Вызывают интерес ответы респондентов на вопрос «Если Ваш ребенок состоит на диспансерном учете по поводу хронического заболевания, всегда ли Вы проводите назначенные курсы лечения?». Из всех анкетируемых родителей таковых оказалось лишь 50%. Ответы были следующими: «да» - 70,4%, «не всегда»- 14,8%, «не проводили» - 14,8%. Материально-техническое состояние и оснащение поликлиники оценено, как удовлетвори- тельное в 38,9% случаев, неудовлетворительное в 20,4% случаев, затруднились ответить 40,7%.
Работу участкового педиатра при- знали удовлетворительной 92,6%, неудовлетворительной - 7,4%. Поводом для возникновения отрицательной реакции явилось отсутствие постоянного участкового врача и участковой медицинской сестры. На наличие неудобств при обращении в поликлинику, в основном субъективного характера, указали 22,2% респондента, которые заключались в затруднениях при обращении в регистратуру по телефону, случаях утери медицинских документов работниками регистратуры, ожидании прихода участкового врача на вызов в течение рабочего дня, отсутствии приемов узких специалистов в субботние дни, наличии очереди при сдаче анализов в зимний период, отсутствии флюорографа и приема врача-аллерголога.
В 33,3% случаев родители отметили доброжелательность персонала, продуктивное взаимодействие с участковыми педиатром и медицинской сестрой, высокий уровень квалификации специалистов отделения амбулаторного долечивания, расширение и появление новых методов обследования и лечения, стабильную работу гардероба, наличие аптеки, раздаточного пункта детской молочной кухни и пункта продажи детского питания.
Таким образом, учитывая определенную противоречивость полученных данных, можно констатировать, что неудовлетворенность родителей вызвана, как объективными факторами, обусловленными организационными сложностями, в основном, из-за скудного финансирования, недостаточным следованием персонала принципам медицинской этики и деонтологии, так и субъективными, в виде предъявления завышенных требований к медицинским работникам, своевременности и качеству оказания медицинской помощи.
Очевидна необходимость продолжения подобных исследований, в том числе и среди медицинских работников, для организации эффективного обучения персонала основам бесконфликтного общения с пациентами и родителями и совершенствования организации амбулаторно-поликлинической помощи детям в условиях городской поликлиники.




Hosted by uCoz